Украинский парламент готовится принять закон о конфискации профсоюзного имущества, а украинская полиция арестовала главного профсоюзного лидера страны. На фоне заявлений украинских властей о прогрессе в принятии законов о евроинтеграции, все выглядит достаточно плачевно.

По заверениям украинских властей, в 2023 году Украина начнет переговоры о вступлении в Евросоюз. Такую задачу поставил президент Украины Владимир Зеленский перед своими дипломатами ровно неделю назад.

Из этого и ряда других заявлений украинских официальных лиц может сложиться ложное впечатление, что в целом Украина уже соответствует большинству критериев членства в ЕС и нуждается лишь в «косметических корректировках» – принятии ряда поправок в украинское законодательство.

В среду, 14 декабря, Председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук сообщил, что Верховная Рада как законодательный орган уже приняла все законопроекты, которые требует Евросоюз. Однако становится ясно, что даже формально ряд условий ЕС остается невыполненным: не завершен отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей, не назначен директор Национального антикоррупционного бюро Украины, Реестр олигархов не вступил в силу, закон о телерекламе не принят, а новый закон о Конституционном Суде Украины отклонен Венецианской комиссией.

Дискриминация и копирование с российского законодательства: чем грозят неолиберальные инициативы украинского парламента в сфере труда?

Тревожные звоночки в сфере профсоюзов в Украине звучали еще задолго до начала СВО РФ. Одним из приоритетов Евросоюза, согласно Римской декларации, подписанной лидерами стран ЕС 25 марта 2017 года, является движение к «социальной Европе». Ключевую роль в этом процессе играют именно профсоюзы. Профсоюзное движение вообще часто называют катализатором формирования гражданского общества. Отношения между профсоюзами и государственными чиновниками в Украине никогда не были простыми. С одной стороны, это показывает, что профсоюзы в Украине действительно пытаются бороться за независимость от государственных чиновников. Однако в последние годы это противостояние как никогда обострилось, когда профсоюзы выступали против неолиберальных реформ в сфере трудовых отношений. Их активно реализовывали некоторые народные депутаты, среди них – председатель комитета Верховной Рады по социальной политике Галина Третьякова.

В сентябре 2019 года, выступая на форуме Национальной бизнес-ассоциации в Киеве, она заявила, что нацелена на либерализацию трудовых отношений, чтобы стимулировать бизнес к созданию новых рабочих мест в Украине. При этом она откровенно отметила:

 

«Мы будем немного задирать права рабочих и дискриминировать их».

 

Видимо, за вот такую свободу и демократию боролись украинцы.

Федерация профсоюзов Украины провела оценку 35 внесенных в Верховную Раду законопроектов, которые непосредственно затрагивают права и интересы работников. Сделан вывод, что 23 из них направлены на негативное воздействие на их права.

В июле украинский парламент принял скандальный закон №5371, который лишает некоторых работников права на охрану труда. Для тех, кто работает на частных предприятиях малого и среднего бизнеса с численностью до 250 человек, документ установил договорный подход к регулированию трудовых отношений. Законодатель допустил возможность сверхурочной работы, увольнения по инициативе работодателя без объяснения причин и т. д. Некоторые положения документа нарушают Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.

А в конце сентября украинские депутаты полностью скопировали российское законодательство, которое они постоянно критикуют, и внесли новую законодательную инициативу — ликвидацию Фонда социального страхования путем его присоединения к Пенсионному фонду Украины.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он призван ежегодно экономить для государственного бюджета до 2-3 миллиардов гривен. Деньги будут сэкономлены за счет работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или временно утративших трудоспособность (в том числе в случаях родов или беременности). Они больше не смогут получать выплаты своевременно и в полном объеме. Закон вступит в силу с 1 января. Так же, как и в России. То есть у парламентариев Украины даже не хватило фантазии создать собственные «демократические» законопроекты, вместо этого они воруют законы у, как они сами называют, «страны- агрессора», их «врага», «российских оккупантов».

Конфискация имущества и арест лидера: украинские профсоюзы под ударом

Свою поддержку украинским профсоюзам якобы выразила и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. В конце ноября глава высшего исполнительного органа ЕС сообщила, что «соответствие трудовых реформ европейским и международным трудовым стандартам, а также необходимость продвижения и уважения социального диалога- были постоянными темами в обсуждениях с украинскими властями в последние годы». Но все эти слова звучали лишь на бумаге. На деле же, вместо социального диалога усилилась атака на украинские профсоюзы. Так, в начале ноября, Верховная Рада приняла в первом чтении внесенный Кабинетом Министров Украины законопроект о фактической экспроприации профсоюзного имущества государством. В частности, это касается просторных зданий в центре Киева – Дома профсоюзов и Октябрьского дворца. Кроме того, правительство хочет получить право конфисковать у профсоюзов десятки административных зданий, санаториев, здравниц и культурно-спортивных комплексов.

Власти тем временем утверждают, что планируют разместить в захваченных санаториях и гостиницах пострадавших в результате Спецоперации России украинцев, выделив им не менее 10-20% территории.

Но, как оказалось, бывшие санатории и здравницы, изъятые по решениям судов, сейчас в основном пустуют. Эти решения не пересматривались, несмотря на то, что в 2018 году Европейский суд по правам человека признал неправомерным посягательство государства на профсоюзную собственность.

В настоящее время готовится к рассмотрению во втором чтении законопроект о конфискации профсоюзных объектов. По стечению обстоятельств, 12 декабря в Киеве произошло громкое задержание профсоюзного лидера – заместителя председателя Федерации профсоюзов Украины Владимира Саенко. Генеральная прокуратура подозревает его в том, что он является председателем наблюдательного совета Киевской бальнеологической лечебницы. Но они, кажется, забыли отметить, что такие решения принимаются не в одиночку. Только коллективно – всем наблюдательным советом. Хотя о каком законе можно вести речь, говоря о сегодняшней Украине и ее псевдовласти?

Владимир Саенко

Формально в Украине профсоюзы владеют имуществом на праве частной собственности. В чем неправомерность распоряжения собственника своей частной собственностью? Дело в том, что украинские правоохранители по-своему трактуют законодательство и объявляют любое имущество профсоюзов «незаконно изъятым» из государственной собственности.

Сам Владимир Саенко назвал свое уголовное преследование «попыткой уничтожить неудобные профсоюзы, отобрать у них инструменты уставной деятельности». Неделю назад в своих соцсетях он рассказал, что, находясь в должности, только выполнял свои функциональные обязанности и коллегиальные решения органов Федерации профсоюзов Украины.

В настоящее время заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины находится за решеткой. Он был заключен под стражу и назначен непосильный залог в размере 124 миллионов гривен (почти 250 миллионов рублей, или почти 3 миллиона евро), чтобы послать сигнал другим профсоюзным лидерам, чтобы они не пытались как-то бороться за свои права. До задержания Саенко активно выступал в СМИ, критикуя законодательную атаку на социальные и трудовые права украинцев, а также планы украинских властей по изъятию имущества у профсоюзов. В частности, он сравнил политику правительства Украины в отношении профсоюзов с политикой правительства Бразилии при президентах Мишеле Темере и Жаире Болсонару.

Напомним, почти 6 лет назад в латиноамериканской стране была проведена трудовая реформа, которая сделала работников практически бесправными и уничтожила профсоюзы. Такие изменения были призваны преодолеть экономический кризис, сделав рынок труда «более гибким». Президент Бразилии Мишель Темер пообещал, что это поможет создать шесть миллионов рабочих мест в течение десяти лет. Через пять лет эффект был обратным — экономический спад и вопиющая безработица. В 2022 году Международная конфедерация профсоюзов включила Бразилию в десятку «худших стран мира для рабочих». Среди прочего, реформа 2017 года упростила процедуру их увольнения и лишила гарантированного минимального дохода. В то же время профсоюзы, ранее частично финансировавшиеся из федерального бюджета, были лишены государственной поддержки и стали массово прекращать свою деятельность. Реформу недавно оценили бразильские избиратели: на президентских выборах в этом году действующий президент Болсонару потерпел поражение от бывшего главы государства и профсоюзного лидера Лулы да Силвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *