Требования профсоюза и председателя профсоюзного комитета, тщательно проанализированные и рассчитанные, не только облегчили работу суда, но и снабдили теперь расчётный отдел с другими сотрудниками администрации Управления движением «РЖД» необходимыми данными и нормативами для дальнейшего правильного и законного исчисления оплаты труда членам профсоюза «Южноуральский Локомотив», чтобы трудовые отношения стали более оптимальными, и ещё более бесконфликтными, не отвлекая работников от управления поездами и от обеспечения безопасности движения.

Председатель профсоюза «Южноуральский Локомотив» МПРНПП СОЦПРОФ Евгений Чебученин обратился с рядом исковых требований в суд. Требования иска были вызваны тем, что 14 работников «РЖД» обратились в профсоюз с заявлениями о нарушении их трудовых прав, поскольку они привлекались к работе сверхурочно и в выходные и в праздничные дни, однако, дополнительные дни отдыха им за это не предоставлялись, а оплата производилась исходя из размера установленной каждому из истцом тарифной ставки в применением районного коэффициента, но без учета в полном объеме полагающихся истцам иных компенсационных и стимулирующих выплат.

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области после нескольких судебных заседаний установил:

Согласно статье 37 (часть 5) Конституции РФ каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

С тем чтобы предоставить каждому работнику возможность использовать выходные и нерабочие праздничные дни, статья 113 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет запрет на работу в эти дни и исключительные случаи привлечения работника к работе. При этом в целях обеспечения работникам реальной возможности воспользоваться днями отдыха, предусмотренными законом, привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится, как правило, с письменного согласия работников и только по письменному распоряжению работодателя. Такое правовое регулирование направлено на защиту интересов работников.

Из материалов дела следует, что истцы состоят в трудовых отношениях с ОАО «РЖД», работникам были установлены зональные надбавки, доплаты за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, доплата за работу без помощника, доплата за квалификационный класс, за работу в ночное время.

Система оплаты труда в ОАО «РЖД» закреплена в положении о корпоративной системе оплаты труда (т.1 л.д.150-157), количество отработанного времени фиксируется в табелях учета использования рабочего времени. Машинисты локомотивного депо объединяются в группы, выходят на работу и отдыхают в соответствии с графиками сменности и графиками выходных дней.

Система оплаты труда в ОАО «РЖД» закреплена в положении о корпоративной системе оплаты труда, количество отработанного времени фиксируется в табелях учета использования рабочего времени. Машинисты локомотивного депо объединяются в группы, выходят на работу и отдыхают в соответствии с графиками сменности и графиками выходных дней.

Минтранс России разработал и утвердил приказом от 09 марта 2016 г. №44 Особенности режима рабочего времени и времени отдых, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца (статья 104 Трудового кодекса РФ).

В силу п. 37 Особенностей работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24–х часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе.

Вызов бригады осуществляется с соблюдением междусменного отдыха не менее 16 часов и не менее 42 часов выходного дня при отработанной норме часов за неделю. Локомотивные бригады назначаются на работу по вызову дежурного персонала. Дежурный персонал вызывает работников локомотивной бригады, находящихся в резерве, не менее чем за два часа до предполагаемого начала работы (смены). При выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, работник локомотивной бригады обязан лично сообщить об этом дежурному по депо или нарядчику локомотивных бригад.

Работники привлекались к работе сверхурочно, привлекались к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в том числе работали в ночное время, а компенсационные и стимулирующие выплаты при начислениях повышенного заработка за такую работу не применены.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует повышенную оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день, направлена на защиту интересов работников в связи с осуществлением ими работы в предназначенное для отдыха время, которое они не могут использовать по своему усмотрению.

Так согласно части 1, 2, 3, 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов). По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы — оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым — к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Из приведенных законоположений в их взаимосвязи со статьями 22, 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации прямо следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленной работнику продолжительности рабочего времени (об этом, в частности, свидетельствует и использование законодателем в статье 152 данного Кодекса термина «повышенная оплата» для правила о возможности замены такой оплаты дополнительным временем отдыха). В противном случае не достигается цель компенсации повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушается принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретает возможность злоупотребления своим правом привлекать работников к сверхурочной работе. Кроме того, работники, выполняющие работу сверхурочно, оказываются в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.06.2023 № 35-П оплата сверхурочной работы исключительно в размере увеличенной в полтора или в два раза часовой тарифной ставки (оклада или должностного оклада, рассчитанного за час работы) без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которые сопоставимы, а зачастую и существенно превышают месячную тарифную ставку либо оклад (должностной оклад), ведет к тому, что работник, выполняющий работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (т.е. фактически в течение времени, предназначенного для отдыха), будет получать оплату, которая в действительности не только не выше, но и значительно ниже оплаты за ту же работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Между тем в решении такого рода вопросов надо исходить из того, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, начисляемые к тарифной ставке либо окладу (должностному окладу) работника, являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны — по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации — начисляться за все отработанное работником время, в том числе за пределами его продолжительности, установленной для работника.

Иное означает произвольное лишение работника при расчете оплаты за сверхурочную работу права на получение соответствующих дополнительных выплат и тем самым влечет недопустимое снижение причитающегося ему вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, но в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с Приложением №4 к Положению о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РДЖ» оплата труда рабочих локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов, электропоездов и дизель-поездов) осуществляется по часовым тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда тарифной сетке по оплате труда рабочих, к компенсационным и стимулирующим выплатам отнесены: районный коэффициент, региональная надбавка, повышенная оплата ночных часов.

При этом доводы представителя ответчика на обоснованность начислений заработка истцам в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении №35-П отклоняются судом как основанные на неправильном понимании названного судебного акта.

Поэтому суд при расчетах необходимых и причитающихся доплат исходит из того, первые два часа переработки должны быть оплачены в полуторном, а оставшиеся – в двойном размере, при этом двойной размер оплаты должен распространяться и на надбавки, учитываемые в часовой тарифной ставке.

Суд соглашается с расчетами задолженности по заработной плате, за работу в выходные и праздничные дни, и сверхурочную работу за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, предоставленными истцами в соответствии с которыми:

задолженность «РЖД» работникам составила

от 15 000 рублей до 65 000 рублей,

которая подлежит выплате каждому из работников.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер нравственных страданий истцов, причиненных нарушением их трудовых прав, в том числе невыплатой заработной платы в полном объеме, индивидуальные особенности истцов, принципы разумности и справедливости, и считает возможным взыскать с ответчика в пользу каждого истца по 10 000 рублей в качестве денежной компенсации морального вреда.